25 янв. 2010 г.

Выставка "2000-Белая Чувашия". Статьи.

Из Пресс-релиза выставки. Октябрь 2000 г.
В залах Чувашского государственного художественного музея будут представлены лучшие образцы традиционного и современного искусства:
-живопись, графика, скульптура;
-концептуальные объекты, компьютер-арт, перформанс, body-арт, фотография, граффити, пэч-work, инсталляции;
-узорное ткачество, резьба по дереву, вышивка;
-таксодермическое искусство, корнепластика;
-объекты промышленного и аграрного производства.
Насыщенной обещает быть культурная программа:
-традиционная чувашская музыка и фольклор;
-музыка современных чувашских композиторов;
-показ современной чувашской моды;
-встречи с интересными людьми.
Выставочный проект "2000-Белая Чувашия" имеет важное значение для развития современной культурной жизни республики. Она посвящена достижениям чувашского народа и Чувашской Республики в области искусства, культуры, экономики, науки. В отличие от промышленных ярмарок одной из главных задач выставки "2000-Белая Чувашия" является выявление художественно-эстетических ценностей представленных объектов и идей.
В торжественной церемонии открытия выставки примут участие министр культуры и по делам национальностей ЧР О.Г.Денисова и директор Нижегородского филиала Государственного Центра современного искусства А.М. Гор.
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./2011/2012/2077

ИЗ ПРЕССЫ:

Г. Иванов-Орков. ИТОГИ ВЫСТАВКИ
Ушедший XX век изменил взгляды на многое, в том числе на роль художника в обществе. Сегодня он - не столько создатель оригинальных произведений – например, очередной Моны Лизы или Венеры, - а философ и революционер. Он конфликтует с реальностью, обществом и устоявшейся культурой, чтобы продвигать эти институции вперед, не давая им впасть в спячку.
Время от времени художники и иные арт-деятели прерывают тихую повседневную деятельность и пытаются возбудить общественность своими заявлениями и поступками. Они откликаются на некие изменения в окружающей культурной атмосфере и выражают свое отношение к ним. В преддверии нового тысячелетия одним из крупнейших событий в художественной жизни нашей республики стала выставка “2000 - Белая Чувашия”. Идейным вдохновителем и руководителем проекта был Георгий Фомиряков, автором Концепции и научным директором Проекта - Г.Н. Иванов-Орков.  

Предыстория. “Белую Чувашию” организовали “ветераны” молодежного чувашского искусства. Они сплотились в конце 1980-х годов, на волне нервного и радостного предчувствия свободы, когда в отечественной культуре происходили невероятные события, и многих стал беспокоить вопрос: “Когда же начнется у нас”? После нескольких запомнившихся, но камерных по форме выставок в Художественном музее (графика О.Брель-1986, фотографии Ю.Евлампьева – 1986, фестивали фотоискусства - 1987, 1988 и др.) был сделан рывок в сторону нового искусства. Во время всесоюзной премьеры фильма “Асса” в фойе кинотеатра “Сеспель” было показано несколько абстрактных картин и инсталляций, выполненных малоизвестными авангардистами. В октябре 1988 г. они собрались, чтобы организовать в Художественном музее “Выставку молодых”. Все это произошло, как тогда говорили, - с “дикими выходками”, “грубой мазней” и пачканьем музейных полов. Многочисленные холсты унылых реалистов оказались на задах экспозиции. Эту выставку можно считать истинно авангардной, пробивающей право на жизнь новым формам искусства, с открытым противостоянием энергии и инерции, движения и застоя.
В последующие годы художественная жизнь Чувашии была более разнообразной: нестандартные выставки воспринимались официозом и зрителями лояльнее, хотя и без глубокого понимания. Несколько заметных художественно-поэтических акций было освящено именем поэта Айги. Если на выставку французского режиссера Витеза в апреле 1989 г. приходили лишь энтузиасты и журналисты, то на вернисаже современного шведского графика Викстена присутствовал уже сам Президент Чувашии. Прогресс был налицо.

О названии. Странно, но у многих людей название выставки вызвало недоумение и споры. Художники и чиновники всерьез привязывали слова “Белая Чувашия” то к белогвардейскому движению, то к попыткам обелить кого-то в ущерб другим, то еще к чему-то. Между тем белый цвет имеет более ясную, глубокую и исторически сложившуюся символику.
Он является священным для многих древних культур мира, в том числе для чувашей.
Белый цвет холста является основой как для создания орнамента, так и живописных картин.
Белый цвет символизирует прорыв в бесконечность, в будущее.
Наконец, белый цвет, согласно известному оптическому закону, образуется путем слияния многих цветов. Так и современная культура представляет собой пестрый конгломерат красок, судеб и явлений.

Актуальность. Проект “2000 - Белая Чувашия” был подготовлен творческим коллективом “Саркиль”, куда вошли художники, поэты, писатели и дизайнеры. К этому времени ситуация с современным искусством не стала более простой. В Чувашии выявились те же проблемы, что и в других национальных сообществах бывшего СССР – от Эстонии до Бурятии. Авторам удавалось сохранять самобытность и связь с традициями местной культуры, но сложно было обрести достойное место в мировом художественном процессе. Вместе с тем художники, стремящиеся к новым формам выражения, искали свое вдохновение в областях, которые давно стали “общим местом” на Западе и в российских столицах. Поиски новых выразительных средств и форм шли вяло, что уводило авторов в сторону от современных художественных процессов. Молодежь строила свое маленькое творческое счастье в более динамичных городах или рисовала мелкие картинки “а-ля Шишкин” для туристов и псевдо-“новорусских”. Увлечение абстрактным искусством по-прежнему не поощрялось, за компьютеры засели “технари”, а не художники.
Подготовка выставки для исследования ситуации в искусстве Чувашии была активизирована идеей Миллениума. К этому периоду окрепла активная группа авторов, которые обращались не только к “национальной теме” - внешним атрибутам и экзотике чувашской культуры, но и духовной сущности нации.

Начало. Активная деятельность благотворительного фонда Джорджа Сороса сделала возможной материализацию смелых идей даже в Чувашии. В начале 2000 г. проект выставки получил грант Института “Открытое общество”. В кратчайшие сроки было подготовлено главное событие Проекта – грандиозная выставка категории “big show”. Она была с шумом открыта в Чувашском государственном художественном музее 29 сентября и работала до 22 октября 2000 г.
Идея выставки была основана на интерпретации ключевых понятий и символов традиционной чувашской культуры (Белый цвет, Земля, Небо, Дерево, Солнце) средствами современного искусства. Экспозиция строилась в соответствии трем уровням народного мировосприятия. В инсталляциях и объектах были объединены сотни предметов (музейных экспонатов, изображений, надписей). Центральное место занимал объект Г.Фомирякова “Древо жизни”, который символизировал духовную сторону и бесконечность бытия. Это произведение привлекало всеобщее внимание: с огромного Древа свисали золотые яблоки, у его подножья цвел “райский сад”, а с боков стояли дикие звери и домашние животные… Вокруг располагалась экспозиция, посвященная личностям, оставившим заметный след в истории и культуре чувашского народа.
Третий “слой”, напоминающий пестрый и яркий калейдоскоп - это собственно мир искусства, созданный человеком в союзе с природой. Зритель проходил по выставке, словно прослеживая этапы развития человечества от архаики к современности, через войны и тьму - к новой светлой эпохе.
Выставку нельзя назвать авангардной или радикальной. Организаторы ставили перед собой трудновыполнимую задачу – собрать в едином экспозиционном пространстве “каждой твари по паре”, примирив сторонников разных направлений под знаком современной чувашской культуры. Желание синтеза и примирения соответствовало менталитету чувашского общества и авторов проекта. Как и можно было предугадать, эта идея-фикс реализовалась лишь частично, но в целом получилось энергичное и впечатляющее зрелище. Выставка вызвала живой интерес различных социальных слоев и вызвала заметное оживление в художественной жизни республики. Анализировать ее можно только в целом, не опускаясь до разборки “хороших” и “нехороших” экспонатов.
Авторы и произведения. В основную экспозицию “Белой Чувашии” (площадью около 1600 кв.м.) вошли произведения 150 авторов разных поколений из Чебоксар, Новочебоксарска, Шумерли, Казани, Нижнего Новгорода, Петербурга, Самары, Ульяновска, Ульяновской области, Башкортостана и других регионов. Экспонировались также две живописные картины русского парижанина Н.Дронникова. Были представлены многие направления и виды искусства: инсталляции, концептуальные объекты, видео-арт, фотография, компьютерная графика, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Художественный и Чувашский национальный музеи представили уникальные экспонаты XVIII – XX веков - произведения чувашского народного искусства. Эти арт-факты, созданные в прошлых веках в национальной среде, показывались обществу как органичная часть современной глобальной культуры. Они должны были вдохновить современных авторов на более осмысленную художественную деятельность в сфере национального искусства, на создание новой культурной среды.
Организаторы выставки не разделяли авторов по принципу “национальный – не национальный”: все художники республики существуют и работают в единой атмосфере самобытной культуры чувашского этноса. Они соприкасаются с древнейшим по происхождению языком, орнаментом, костюмом, традиционным укладом жизни. Каждый решает сам, как следует относиться к этому богатому наследию. Парадоксально, но именно попытки игнорировать “местную” культурную среду делают художников провинциальными и изолируют их от внешнего мира.
Среди авторов с ярко выраженным “национальным лицом” выделялись Георгий Фомиряков и Станислав Юхтар, представившие работы последних лет. Таинственные произведения этих двух авторов как бы отражали двойственное происхождение чувашей. Восточную составляющую этноса символизируют орнаментально-изысканные и многоцветные картины Фомирякова; а тщательно прорисованные миниатюры второго автора ассоциируются скорее всего с графичностью вышивок северных финских племен. Оба автора использовали образы народной культуры и древнего орнамента, как бы насыщая ими всю плоскость холста и глубину изображения. К этому же направлению примыкает В.Егоров-Аванмарт. Если ранее были известнее его мелкая пластика и графика, то на “Белой Чувашии” он показал серию эффектных работ синтетического характера – с резьбой, яркой раскраской и надписями.
В первую пятерку чувашских авторов новой волны несомненно входит Петр Петров. Его светлые холсты настраивают на внутреннее, медитативное переживание национального. Рядом с этими работами можно поставить лишь серию лоскутных панно, созданных Верой Кузьминичной Кузьминой: “Посвящение Малевичу”, “Посвящение Кандинскому”, “Рождение Мира” и др. До выставки большинство зрителей и специалистов знали ее как одну из лучших актрис чувашского театра. Теперь она предстала перед нами как уверенный и свободный художник с собственной индивидуальностью, и ее выступление можно окрестить “открытием года” в области современного творчества.
На выставке были широко показаны нетипичные для нашей провинциальной практики направления искусства. Инсталляции, а также объекты типа “рэди-мейд”, собранные из банальных предметов (т.е. подручных материалов и мусора), стали основной движущей силой выставки.
Инсталляции возвышались среди экспонатов, как айсберги, задавая тональность залам и целым разделам выставки. При входе зрителей встречал “Сплав” Т.Колесниковой, где были остроумно использованы приемы “классической” диорамы, с живописью на плоскости и предметным первым планом. Мрачные стороны жизни смаковались в “Легком завтраке” Г.Оркова. Здесь работал телевизор, транслирующий новости и классическую музыку, ежедневно добавлялись деревянные обломки, грязные тряпки и черные пакеты с непонятным содержимым.
В противоположность этому многоцветная и стремительная композиция М.Ерлаковой, посвященная балерине Надежде Павловой, была подлинным украшением центрального зала выставки.
Инсталляция по мотивам египетского костюма, созданная группой FOSSA (семь студентов и преподавателей ЧГУ), объединяла в себе несколько самостоятельных произведений - объектов, эскизов и реальных костюмов с росписью. Авторы стремились передать атмосферу архаики, таинственности и величия ушедшей в прошлое цивилизации.
Местная арт-среда и публика принимали новые явления с некоторым смущением. Они соглашались с крупными многодельными инсталляциями, которые имели явное художественно-символическое значение, но мелкие объекты по-прежнему воспринимались ими как набор обыденных и неинтересных вещей.
При развеске произведений соблюдался принцип персональных “мини-выставок”. В “Зале тьмы” настроение определялось абстрактной живописью В.Ишутова и мистическими образами С.Чернова. Зрителей привлекали графические листы А.Насекина и компьютерные фотографии И.Михайлова, многоцветные картины шумерлинцев и мрачноватые работы нижегородцев.
Компьютеры и другие медиа-средства не играли заметной роли на “Белой Чувашии”. Один из компьютеров периодически демонстрировал программу по боди-арту, на ТВ-комплексе “крутились” разнообразные видео по теме выставки, а каждое утро пространство выставки наполнялось экзотической музыкой.
Фотоискусство было представлено коллекциями нескольких авторов. Более соответствующими понятию “современное искусство” оказались простые с виду, но элегантные и отточенные композиции Т.Черновой.
Активными участниками выставки явились художники-модельеры. Свои лучшие работы в современном ключе и в национальном стиле экспонировали известные художники и студенты, осваивающие дизайн костюма.
В экспозицию были включены произведения сельских мастеров, в т.ч. пестрые вышитые “картины”, перекликающиеся с американским поп-артом 1950-60-х гг.
Проект объединил многих молодых и неординарно мыслящих деятелей. Со студентами и учащимися художественных факультетов и учебных заведений проводились беседы и семинарские занятия в залах музея. В рамках творческой лаборатории работали будущие дизайнеры из ЧГУ, студенты “худграфа” (педагогический университет), молодые художники. В течение месяца непосредственно в залах музея задумывались и создавались произведения, шел живой процесс обучения, обмена опытом и творческого раскрепощения.
Участники молодежной творческой лаборатории создавали новые произведения прямо в залах выставки. Часть из них была представлена в “Зале света” – это белые картины М.Вдовичева и Е.Сергеева, объект “Среда” И.Пояндаевой и др. Большой интерес зрителей вызывала инсталляция, созданная Ю.Бубновой на основе прозрачных костюмов “Какофония”.

После выставки. Для всех участников (организаторов, зрителей, авторов) выставка “2000 - Белая Чувашия” явилась крупным художественным событием. Многие авторы впервые почувствовали, что общество нуждается в их творчестве. Основная цель таких акций в провинции – заявлять о возможности другого искусства, прерывать однообразную и вялую “выставочную деятельность” местных организаций и группировок, представлять зрителям иные горизонты культуры. Они заранее рассчитаны на некоторое сопротивление общества.
По итогам выставки были награждены наиболее активные молодые участники: М.Ерлакова, Т.Колесникова, А.Жигарев, С.Чернов и П.Ярхунов. Ряд произведений авторы передали Художественному музею, в коллекцию современного искусства.
В наше время многие российские художники буквально разглядывают собственные пупки, стремясь “найти себя” и удивить иностранцев. Они представляют образ народной культуры в виде шапки-ушанки, водки и дураковатой гримасы. Выставка “2000 - Белая Чувашия” еще раз подтвердила, что у нас есть неоценимое богатство подлинной и живой народной культуры. Проблема заключается не в “использовании”, а осознании этого богатого наследия новыми поколениями мыслящих, свободных и талантливых художников.
http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./2693/3439/3451/3454 (сетевой вариант статьи).

1000 экспонатов. Чебоксарские новости (Чебоксары). 17.01.2001
Автор: Оксана МИХАЙЛОВА, Анна ВЛАДИМИРОВА.

В наше время так трудно верить в красоту, замечать ее в самых простых вещах. И люди должны научить друг друга вглядываться в окружающий мир и верить в прекрасное. Не так давно в Чувашском государственном художественном музее прошла выставка современного искусства под названием "Белая Чувашия". Она была долгожданным событием для художников и дизайнеров.
Проект был задуман и осуществлен при содествии фонда Сороса, нижегородский отдел которого поддержал идею выставки. Победителями оказались Георгий Фомяков и Геннадий Иванов (Орков). Экспозиция строилась по принципу художественной лаборатории. Зал был представлен участникам, которые сами оформляли свои работы. Организаторы дали возможность открыться новым талантам, участниками являлись молодые дарования из ПУ № 23, ЧГУ, ЧГПУ и других учебных заведений. Художники из Казани, Нижнего Новгорода, Шумерли, Ульяновска, Самары, Новочебоксарска - всего 150 мастеров и 1000 экспонатов различных видов искусства: живопись, графика, народное творчество, декоративно-прикладное искусство, исталляция, объекты, видеоарт, скульптура. Помимо того, что посетители могли увидеть экспонаты, была проведена культурная программа. На открытие был "подан" показ мод, на котором чебоксарские художники-модельеры представили свои новые коллекции: Любовь Вдовичева, Людмила Шуркина, учащиеся студии художественного моделирования одежды при музее.
Оригинальным является и название выставки "Белая Чувашия". Название исходит из истории древнейших народов Чувашии. Белый цвет для чувашей священный. Это как белый холст, на котором художник создает свой собственный мир. Теплая атмосфера, завораживающая музыка - все это просто излучало доброту и понимание, которого нам так не хватает. Мы хотим сказать огромное спасибо тебе, "Белая Чувашия". Как жаль, что все хорошее когда-нибудь заканчивается.
Текст в Сети:www.amursu.ru/osi/2000/press/01.2001/19.rtf.

Комментариев нет:

Отправить комментарий