22 дек. 2011 г.

Михаил ЛАДЕЙЩИКОВ - фотограф, отец, художник, чебоксарец.

Заветы Ладейщикова всегда с нами,
хотя он сам в Москве, со своей любезной Ириной, красавицей, фотографом и блоггером iralad. Он иронично посматривает на нас, незлобно подшучивает и как будто на что-то жалуется - то на здоровье, то на непонятливых женщин, то на очереди в детскую стоматологию. В Чебоксарах он жил в не очень хорошие времена - подрабатывал, творил, страдал, любил. Учил нас своим примером.
Начинаем о нем. Даем ссылки и тексты о жизни и творчестве М. Ладейщикова. Жаль, но странным образом в них не упоминается чебоксарский период, в котором происходило становление М.Л. как художника и фотографа..
М. Ладейщиков. Из серии «Предметы». Фото: www.photographer.ru
М.Ладейщиков. Из серии «Поверхности».  Фото: www.photographer.ru
1. Статья  Игоря Мухина в Википедии "Ладейщиков, Михаил Анатольевич" 
2. Статья в журнале  "Новая юность": Голованов, В.Ацы, бацы и другие царапки [Текст] фотограф Михаил Ладейщиков / В. Голованов; Фот. М. Ладейщиков // Новая юность. - 1996. – N 19-20 (4-5). - С. 49-58.

ПУБЛИКАЦИИ


Ацы, бацы и другие царапки
Галерея Петра ВОЙСА приглашает на открытие выставки 28 марта 2002 года в 18 часов (Москва, Земляной вал, дом 14, вход с Малого Казенного переулка).
Михаил ЛАДЕЙЩИКОВ "Ацы, бацы и другие царапки" (живопись, объекты, эстетика абсурдизма). 28 марта 2002 г.

Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко еще не имел в своей истории такого художника, как Михаил Ладейщиков. И не потому, что он лучший из тех, кто в этом театре работал до него и работает сейчас, а потому, что такого художника никто не знает. Художественным творчеством в театре занимаются другие, а Мишу Ладейщикова любят за его добросовестную и безотказную работу в качестве маляра и дворника. Сам Ладейщиков театр боготворит за то, что он не предлагает ему быть художником, а просто дает возможность жить в Москве, куда он приехал из Йошкар-Олы десять лет назад, чтобы себя показать и на других посмотреть. В смысле искусства.

Нужно заметить, что к тому времени Ладейщиков в среде фотохудожников уже был личностью почитаемой и авторитетной. В конце 1980-х своими фотографиями, показанными на многочисленных зарубежных выставках и опубликованными в самых престижных профессиональных изданиях, Ладейщиков заставил говорить о себе, как об одном из отцов русской социальной фотографии, наряду с другим ярким ее представителем - пляжным фотографом из Новокузнецка Николаем Бахаревым. Если бы Ладейщков больше не сделал ничего, то и этих фотографий хватило для того, чтобы по ним изучать отечественную историю периода 1980-х. Историю времени, когда дворники, кочегары, сторожа и просто тунеядцы, как их тогда называли, определяли пути развития отечественного искусства. Когда образ жизни этих отдельных непризнанных личностей становился всеобщим художественным стилем. 

С тех пор изменилось многое. Власть смирилась с тем, что вызывало у нее некогда приступы отрыжки. Многие художественные изгои на волне примирения с властью сумели успешно перейти в разряд признанных мэтров и поменять свой образ жизни на прямо противоположный. Но не все. Ладейщиков, в числе других последовательных нонконформистов, от своей известности ни дивидендов, ни материальных доходов не получил, но при этом продолжает оставаться свободным. От быта, денег, от гонки за сиюминутной славой и успехом. Некогда, прославившись своим творческим ноу-хау - царапками, он по-прежнему продолжает царапать на всем, что попадается ему под руки, находя эстетику там, где по всем правилам ее быть не должно.

На первый взгляд бессмысленные и спонтанные движения руки Ладейщикова никакой идеи за собой не несут, кроме идеи абсурдизма. Бессвязные ряды письменных строчек, абсолютно ничего не значащие линии, крючки, хвостики, ничего не изображающие фигуры. Полная абракадабра. Но отдельные узнаваемые элементы в его работах все же присутствуют и эта привязка к реальности дает возможность включиться в процесс осмысления того, что хочет сказать художник.

Вывод, который можно сделать, глядя на работы Ладейщикова, заключается в том, что при полном отказе от фигуративности, он в своем творчестве по-прежнему остается художником социальной рефлексии. Используя механизм подсознательной реакции, Ладейщиков создает изобразительную оболочку какого-либо реального события, произнесенной речи, прочитанного текста, повторенного слова. Содержание текстового материала теряет при этом всякое свое смысловое значение, поскольку трансформируется в самостоятельную художественную форму, в которой интерес вызывает не сам первоисточник, а отношение художника к окружающему миру. (Петр ВОЙС)
Дни и время работы выставки: с 28 марта по 17 апреля.
"С.АРТ галерея".

Комментариев нет:

Отправить комментарий